С вами работает учитель-логопед
 
"Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.
Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку - можно творить».
К.С. Станиславский
 
    В настоящее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специальной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Ни для кого не секрет, что количество детей, имеющих патологию развития, неуклонно растет. По этому поводу бьют тревогу врачи, педагоги, социальные работники. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт. Она служит основным средством общения людей. Речь человека — это его визитная карточка. Речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни детей в определенной мере, предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обедненность и примитивизм содержания коммуникативной и игровой деятельности. Дети, недостатки, речи которых не были своевременно выявлены и устранены, составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы.
       Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:
♦ достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;
♦ правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
 ♦ были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
♦ формировалась потребность в общении.
      Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка. Многие родители допускают ошибку, считая, что ребенок научиться говорить сам, что «он еще маленький, вот подрастет, тогда…». И пропускают самое благотворное время. Игнорирование взрослыми особенностей детской речи очень вредно. Нельзя забывать: чем дольше длится отставание в развитии речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия.
 
Несколько простых советов родителям от логопеда:
Делать или не делать?
Делайте!
  •  Радуйтесь Вашему малышу. Общайтесь со свои малышом, разговаривайте с ним, побуждайте его к ответной речи, и в награду вы получите маленького человечка, смешно коверкающего звуки и слова, но зато такого интересного собеседника! Как гласит народная мудрость: «У говорливой мамы и дитя говорливое».
  • Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно и сочувственно. Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй. Поощряйте любопытство и воображение вашего малыша. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
  • Приобретите диски или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова. Если ребенок начал что-то коллекционировать – кораблики, машинки, наклейки – или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать. Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения журналов, книг.
  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?». Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор машины или самолета и т.д. Если ваш ребенок употребляет всего, лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни.
  • Занимайтесь каждый день. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как, приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите: «Что ты делаешь?», вместо: «Ты, играешь?». Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из двух слов.
  • Рассказывайте короткие рассказы, истории. Затем помогите ребенку рассказать эту историю вам или кому-нибудь еще. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

 

Не делайте!
  •  Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка – «сюсюкать» с ним. Тем самым вы лишаете его возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляет искаженное произношение. С детьми нужно говорить всегда правильно, и таким образом, давать ребенку речевой образец для подражания.
  • Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, — другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
  • Не задавайте слишком много вопросов.
  •  Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.
  • Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это! Скажи правильно!» Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше сказать просто: «Она синяя».
  • Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей. Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.
  • Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания: всех логических связей; всех Ваших чувств («Мама устала»); абстрактных рассуждений и объяснений.
  • Не сравнивайте малыша, ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успеха, сделал блестящую карьеру, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. Говорить он должен правильно, ведь от этого зависит его будущее. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной различных дефектов речи.

Дорогие родители! Нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего ребенка занятостью и недостатком времени. У вас есть в запасе еще достаточно времени до поступления вашего ребенка в школу. Поэтому необходимо начинать учить малыша говорить как можно раньше! Первые годы жизни – самое благоприятное время, когда занятия с детьми принесут богатые плоды, которые при всем желании нельзя вырастить позже. Воспользуйтесь этим временем с пользой.

 
Тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребенка... <подробнее>