Для ведения воспитательно образовательного процесса в нашем детском саду используются следующие программы:
 
            Базовые программы: «Радуга», авторы Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик, В. В. Гербова. «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой
 
          Парциальные программы: «Старт», Л. Яковлева, Р. Юдина. «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Н.Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина. «Театр физического развития и оздоровления», Н. Ефименко. «Программа экологического воспитания дошкольника», С. Николаева «Ритмическая мозаика», А. Буренина. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием», Т. Филичева, Г.Чиркина.
 
Коментарии к "Программе воспитания и обучения в детском саду"
под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
 
    Программа написана в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании само­ценности дошкольного периода детства в новом варианте программы на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечива­ющая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности. Составители программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Они также имели в виду, что воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рам­ках данного варианта программы выступает как важнейший результат ус­пешности воспитания и обучения детей. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечит учет национальных ценностей и традиций в об­разовании, восполнит недостатки духовно-нравственного и эмоционально­го воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приоб­щения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала — его воспитатель­ная ценность, высокий художественный уровень используемых произведе­ний культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), воз­можность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и фи­зических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особен­ностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельно­сти: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой. В программе раскрыты закономерности и особенности развития малы­шей от рождения до 7 лет. В силу возрастной специфики программы для первой и второй групп раннего возраста структурно иные, чем программы для дошкольных групп.
     Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном все­стороннем развитии каждого ребенка;
 • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отноше­ния ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, доб­рыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятель­ности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельнос­ти; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
• вариативность использования образовательного материала, позволяю­щая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
• обеспечение участия семьи в жизни групп и детского сада в целом;
• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста;
• реализация регионального подхода.
 
Физическое воспитание.
   Физическое воспитание в детском саду осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности и в повседневной жизни детей. В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается уход, полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе, систематические закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию. В физическом воспитании большое место отводится физическим уп­ражнениям, которые проводятся в игровой форме, и подвижным играм. В программу старшей и подготовительной к школе групп включено обуче­ние детей отдельным спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона, настольного тенниса; игр в городки, кегли и др.). Для этих групп в программе также предусмотрено проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями с уче­том индивидуальных особенностей и уровня подготовки детей. Программа ориентирует на создание в детском саду обстановки, спо­собствующей формированию навыков личной гигиены. Детей учат осо­знавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к сво­ему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.
 
Умственное воспитание
  Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, вообра­жения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элемен­тарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.). Программа стимулирует развитие любознательности. Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное вос­питание, ориентировки в окружающем мире. Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. Отбор программного материала осуществлялся с опорой на известные принципы Я. А. Коменского:
• энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний (обо всем, что его окружает);
• природосообразность (человек — часть природы, и он подчиняется ее законам);
 • воспитательная ценность знаний.
 Каждый подраздел программы имеет свою базовую основу.
Введение в предметный мир предполагает:
   • ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, группировка,   классификация и т. п.);
  • восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности. В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд взрослых. Эта тема в одинаковой мере каса­ется всех обозначенных рубрик подраздела: «Родная семья», «Родная страна», «Наша армия» и т. п. В ознакомлении с миром природы основная цель заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать себя активным субъектом природы.
Умственное воспитание в программе организовано на принципах ком­муникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современ­ным развивающим содержанием.
Оно обеспечивает:
• формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
• развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действитель­ности (мир людей, животных, растений), местам обитания человека, жи­вотных, растений (земля, вода, воздух);
• ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функ­циональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);
• формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем со­циальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, ба­бушка, дедушка, брат, сестра и т.д.); • формирование первоначальных представлений о макросоциальной сре­де (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о дея­тельности людей, явлениях общественной жизни;
• формирование первоначальных представлений о явлениях природы, су­точных, сезонных и пространственных изменениях в природе;
• формирование экологических представлений, ценностных основ отно­шения к окружающему миру.
 
Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи. Для каждой возрастной группы определены примерный уровень рече­вого развития, последовательность работы по овладению звуковой систе­мой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и моно­логической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты. На занятиях по развитию речи и вне занятий, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию то­го, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют опреде­ленное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать на­иболее подходящие по смыслу слова.
  В программе группы раннего возраста, когда речь ребенка ста­новится средством общения со взрослыми и сверстниками, предусмот­рено формирование правильного звукопроизношения, развитие элемен­тов связной речи.
В первой и второй младших группах педагоги создают условия для обогащения и активизации словаря, использования детьми в устной речи несложных предложений.
Программа средней группы нацелена на освоение детьми правильного произношения всех звуков родной речи, формирование навыков пересказывания и составления небольших рассказов.
В старшей группе особое место занимают совершенствование фонематического слуха и дальнейшее совершенствование связной речи.
В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты. Воспитатель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов — предложения, дает первые представления о слове, предложении (без грамматического определения их).
Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диало­гической речи, формирование культуры речевого общения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребенка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми.
 
Большое значение в умственном воспитании детей имеет формирова­ние элементарных математических представлений. Цель программы по элементарной математике — формирование основ интеллектуальной куль­туры личности, приемов умственной деятельности, творческого и вариа­тивного мышления на основе привлечения внимания детей к количест­венным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Важно использовать материал программы для развития умения четко и после­довательно излагать свои мысли, общаться друг с другом, включаться в разнообразную игровую и предметно-практическую деятельность, для решения различных повседневных жизненных проблем. Необходимым условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах и на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.
    В рамках новой гуманистической концепции дошкольного воспитания «Программой воспитания и обучения в детском саду» предусмотрено максимальное содействие становлению ребенка как личности, развитию актив­ности детей в процессе организации их учебной деятельности. Занятия рас­сматриваются в программе как важная, но не преобладающая форма организованного обучения детей. Исключаются школьно-урочная форма проведения занятий, обязательные ответы у доски, стереотипное выполне­ние всех заданий по инструкции взрослого, проведение большинства заня­тий, сидя за столами. Занятия по программе носят преимущественно комплексный, пересека­ющийся с различными областями знаний и видами деятельности характер. В младшем дошкольном возрасте они должны восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. В соответствии с примерными режимами дня и временем года заня­тия в группах рекомендуется проводить с 1 сентября по 31 мая. Воспи­тателю предоставляется право варьировать место занятий в педагоги­ческом процессе, интегрировать (объединять) содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать коли­чество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения. Соотношение времени, отводимого на ознакомление детей с содержани­ем различных тем, определяется педагогом дошкольного образовательного учреждения с учетом условий его деятельности.
 
Нравственное воспитание
Нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важ­нейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Оно осуще­ствляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания в новом варианте программы предусмотрена во всех ее разделах, начиная с младших групп. Содержание программы призвано обеспечить воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации). В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуман­ные чувства, формируются этические представления, навыки культур­ного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрос­лым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение друж­но играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступ­ки других детей. В программе определены пути решения задач нравственного воспита­ния: уважительное отношение педагога к каждому ребенку, эмоционально-позитивное общение детей друг с другом, организация повседневной сов­местной творческой деятельности детей и взрослых. Опираясь на эти принципы, воспитатель формирует у детей социально-коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, «создает благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувст­вия, заботы, доброты.
 
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средст­вом формирования культуры межличностных отношений. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) инте­реса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементар­ной трудовой деятельности, трудолюбия. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и че­рез непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особо подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда. В каждой возрастной группе определены виды и содержание тру­довой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе дет­ского труда. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всесто­роннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает от­ветственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятель­ность детей, доставлял им радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.
 
Художественная литература
Особое место в программе занимает ознакомление детей с художествен­ной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. В соответствии с этим списки художественной литературы в программе значительно обновлены: в них включены новые классические произведе­ния из золотого литературного фонда. Литературный материал программы подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-твор­ческих способностей детей, эстетического вкуса, культуры восприятия ли­тературных произведений. Наряду с этим программа предоставляет воспитателю право вносить оп­ределенные изменения в список рекомендуемой литературы с учетом регионального компонента содержания дошкольного образования и особенностей работы детского сада. На занятиях по литературному чтению следует знакомить детей с геро­ями книг, писателями и поэтами, учить обмениваться мнениями друг с дру­гом по поводу прочитанного. В процессе чтения следует привлекать внимание детей старшего дошкольного возраста к особенностям художественной прозы и поэтической речи, к образности и выразительности языка писателей и поэтов.
 
Художественно-эстетическое воспитание
 Художественно-эстетическое воспитание в программе реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребен­ка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие вос­приятия, образных представлений, воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
Реализация эстетического воспитания и художественного образования в разных возрастных группах предусматривает:
• развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура и др.), формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;
• формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
• развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно-речевой, музыкально-художественной деятельности и др.;
• обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
• развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах решение творческих задач;
• приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
Значительная роль в эстетическом воспитании отводится конструи­рованию. Основными задачами обучения детей конструированию являются раз­витие у них элементов конструкторской деятельности и творчества. Преду­смотрено овладение детьми в младших и средней группах умениями и на­выками работы с игровым строительным материалом, в старшем дошкольном возрасте — с бумагой, природным материалом и др. В старшей и подготовительной к школе группах занятия по конструированию могут объединяться с занятиями по ручному труду, изобрази­тельной деятельности и др. В процессе таких занятий дети знакомятся со свойствами различных материалов, с инструментами, которые ис­пользуются для работы. Важно, чтобы дети не только овладели простейшими навыками конструирования, но и почувствовали, что они изготав­ливают полезные и нужные вещи: игрушки, сувениры, подарки родителям, взрослым, сверстникам.
 
Игровая деятельность
Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осу­ществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждо­го ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей. В программе определены задачи развития и совершенствования всех ви­дов игр с учетом возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры. Стратегия программы в области развития игровой деятельности детей строится на основе исследований отечественных ученых (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова, Н.Я. Михайленко и др.), рассматривавших иг­ру как важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детст­ве форму социализации ребенка. В соответствии с содержанием программы дети овладевают необходи­мыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с правилами, игр-драматизаций, а также игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями.
 
Структура программы
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четы­ре возрастных периода физического и психического развития детей: ран­ний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего воз­раста), младший дошкольный возраст —от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа), стар­ший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей. Предусмотрены формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.
В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов.
Определены примерные уровни развития, в которых отражают­ся достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении.
Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.
В программе даны примерные универсальные режимы дня для каждой возрастной группы. С учетом условий жизни региона (климат, долгота светового дня и т. п.) режимы дня могут быть скорректированы и прием детей начат раньше или позже при строгом соблюдении временных интервалов между режимными процессами.
 В конце каждой возрастной группы даны примерные перечни занятий с учетом санитарных норм.
С детьми:
• до трех лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжи­тельностью 8-10 минут;
• четвертого года жизни —10 занятий продолжительностью не более 15 минут;
 • пятого года жизни — 10 занятий продолжительностью не более 20 минут;
• шестого года жизни — 13 занятий продолжительностью не более 25 минут;
• седьмого года жизни —14 занятий продолжительностью не более 30 минут.
 Занятия по дополнительному образованию, проводятся по согласованию с родителями. Во второй младшей группе — 1 занятие, в средней группе — 2 за­нятия, в старшей группе — 2 занятия, в подготовительной к школе группе — 3 занятия в неделю.